На базарах индейских городов испанские солдаты впервые встретились с тканями, изготовленными из волокон агав и кактусов, которые по своей прочности превосходили все известные им ткани  

На базарах индейских городов испанские солдаты впервые встретились с тканями, изготовленными из волокон агав и кактусов, которые по своей прочности превосходили все известные им ткани. С жадностью набросились они на плоды кактусов. Вот что писал об этом францисканский монах Диего де Ланда в 1566 году: "Есть репейник очень колючий и уродливый, он растет побегами, всегда прикрепляясь к другим деревьям и обвиваясь вокруг них. Он приносит плоды: их кожура красная, и они походят немного на артишоки; они мягкие при собирании и без колючек. Находящаяся внутри мякоть белая и полна очень маленьких черных зернышек. Она сладкая и удивительно приятная, и настолько сочная, что тает во рту. Ее едят кружками, как апельсин, и с солью"
Рынки у индейцев были не только местом торговли, но и местом свершения правосудия. У ацтеков преступлением считалось не только убийство и воровство, которые карались смертью, но также ложь и сквернословие. К сквернословам применяли очень суровое наказание - кололи языки колючками кактусов. Кому приходилось вытаскивать из своих пальцев занозы от шипов и маленьких колючек глохидий, тот хорошо представляет себе, что это наказание было куда действеннее, чем штраф милиционера или родительский ремень.
За другие проступки кололи руки или губы иглами агав, а совершившего серьезный проступок раздевали догола и прогоняли через заросли кактусов.
Посмотрите пиктограмму художника времен битвы за Теночтитлан. На ней изображен бородатый человек, сидящий у кактуса, похожего на опунцию. Человек этот - Эрнандо Кортес - "главарь разбойной шайки", по выражению поэта Генриха Гейне. А сидит он в осажденном храме.
Индейский художник изобразил храм в виде опунции не случайно. Ацтеки обожествляли кактусы. В их религиозных представлениях фигурирует "божественная опунция", которая представляет собой, очевидно, Opuntia ficlfs-indica. По ацтекски она называлась "теоночтли" (слово "тео" по-ацтекски означает бог). Кроме бога опунции, был бог эхинокактус- "теокомитл" (Echinocactus ingens) и многие другие более мелкие боги-кактусы.
Жрецы могли "за особые заслуги" причислять кактусы к "лику святых". В царствование Монтесумы 1 в святые попал кактус "гуитц-нахуак". У храма Гуитц-нахуактеопан, посвященного этому богу, рос кактус, колючки которого употреблялись при жертвоприношениях. А колючки у кактусов на родине внушительных размеров - длиной до 120 миллиметров. В других храмах в специальных помещениях тоже хранились шипы кактусов и сами растения. Во время молитв жрецы и вожди ацтеков и майя раздирали себе уши и лоб острыми раковинами, кололи язык и губы шипами кактусов. На фреске из недавно открытых археологами росписей здания в древнем городе майя Бонампаке изображена сцена жертвоприношения. На троне сидит правитель, левой рукой он колет себе язык или губы, вероятно, колючкой эхинокактуса или феррокактуса. Стоящий на коленях возле трона слуга подает правителю колючки.
Но от низших классов общества кровожадные божества индейцев требовали не ушей и лбов. Им нужна была жизнь людей. При этих жертвоприношениях часто алтарем служили громадные кактусы теоко-митль (Е. grandis, Е. ingens), отдельные экземпляры которых достигали более метра в диаметре и весили около тонны.
Многие кактусы почитались ацтеками как святыня и амулет. Для защиты от мифических "нахуали" (вампиров) вешали на дверях и окнах домов некоторые виды цилиндропунций


на главную
astrophytum@narod.ru

Hosted by uCoz